Размеры в SVG

Содержание:
Вьюпорт
width, height
viewBox
preserveAspectRatio
Единицы измерения
Системы координат

Управление размерами — тема важная, и чтобы максимально использовать возможности SVG, нужно хорошо понимать как всё работает.

Спецификация.

Содержимое SVG-элемента отрисовывается на бесконечном холсте и может быть сколь угодно большого размера, но видимая часть холста соответствует размерам SVG-элемента. Эта область отрисовки называется viewport (вьюпорт).

SVG позволяет управлять как размерами вьюпорта, так и поведением содержимого относительно него: оно может обрезаться или показываться полностью, может растягиваться с потерей пропорций или стараться уместиться целиком, даже если при этом появляются пустые поля. Этим поведением можно управлять с помощью атрибутов.

Если просто вставить SVG на страницу и не задавать ему никакие размеры, он отобразится размером 300px на 150px, что не поместилось — обрежется:

See the Pen SVG without any attributes by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Шириной и высотой элемента можно управлять стандартными свойствами width и height:

<svg width="350" height="200">
    ...
</svg>

Их можно задавать как атрибутами, так и в CSS:

.mysvg {
    width: 350px;
    height: 200px;
}

Для размеров в пикселях, задаваемых в атрибутах, единицы измерения можно не указывать.

See the Pen SVG with width & height by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Потаскайте ползунки, и вы увидите, что изменение ширины и высоты влияет только на вьюпорт и не влияет на содержимое, потому что оно отрисовывается на бесконечном холсте, и неизвестно область какого размера нужно ресайзить.

Похожим образом не изменяя размеры содержимого ресайзится iframe, но в случае с SVG это поведение можно изменить, если определить размеры области с помощью свойства viewBox:

<svg width="350" height="200"
      viewBox="0 0 180 180">
    ...
</svg>

Первые два значения — координаты X и Y верхнего левого угла отображаемой области, последние два — ширина и высота. viewBox задаётся только атрибутом.

Попробуйте теперь изменить размеры, и вы увидите, что содержимое отресайзится, чтобы поместиться целиком.

See the Pen SVG with width, height & viewBox by yoksel (@yoksel) on CodePen.

viewBox можно использовать, например, для кадрирования изображения, чтобы показывать не всю картинку, а только какую-то её часть:

See the Pen SVG with width, height & viewBox (change viewBox) by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Это очень простое демо, вот пример посложнее от Sarah Drasner.

Интересно, что если у SVG нет размеров, но задан viewBox, изображение займёт собой всё доступное пространство:

<svg viewBox="0 0 180 180">
    ...
</svg>

See the Pen SVG with viewBox by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Это поведение может стать проблемой: если размеры у иконок задаются в стилях, а они не загрузились — страница может превратиться в парад гигантских SVG-иконок. Чтобы этого не произошло, всегда явно задавайте в атрибутах SVG ширину и высоту, их потом легко переопределить в CSS.

Как мы видели в примере выше, если у SVG заданы размеры и viewBox, содержимое будет сжиматься и растягиваться с сохранением пропорций, чтобы поместиться целиком, но этим поведением тоже можно управлять — с помощью свойства preserveAspectRatio (оно задаётся только атрибутом).

Например, с помощью значения none можно указать, что сохранять пропорции не нужно:

<svg width="350" height="200"
      viewBox="0 0 180 180"
      preserveAspectRatio="none"
      >
    ...
</svg>

See the Pen SVG preserveAspectRatio='none' by yoksel (@yoksel) on CodePen.

SVG с viewBox и preserveAspectRatio='none' ведёт себя очень похоже на img: при изменении размеров содержимое масштабируется под размеры вьюпорта не сохраняя пропорции.

none будет полезно для резиновых фонов:

See the Pen SVG background with & without preserveAspectRatio by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Остальные значения preserveAspectRatio состоят из двух частей: первая задаёт выравнивание, вторая — поведение элемента относительно вьюпорта.

Выравнивание задаётся одним значением, определяющим положение по вертикали и по горизонтали, например: xMaxYMin. Для обеих осей можно задать положение в начале, в середине и в конце:

xMin, YMin — в начале оси xMid, YMid — в середине xMax, YMax — в конце

Эти значения можно комбинировать в любых сочетаниях, но порядок должен сохраняться: первым всегда идет значение для X, вторым для Y. Значение для Y всегда пишется с большой буквы.

Поведение элемента определяется второй частью preserveAspectRatio. Возможные значения:

meet — содержимое стремится уместиться целиком (как фон с background-size: contain) slice — содержимое заполняет собой всю область видимости (как background-size: cover: что не поместилось, обрежется)

See the Pen SVG preserveAspectRatio values by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Важно помнить, что preserveAspectRatio не работает без viewBox. viewBox задает область, которая должна масштабироваться, preserveAspectRatio определяет как именно она должна это делать.

Также нужно понимать, что preserveAspectRatio срабатывает, если вьюпорт и вьюбокс имеют разные соотношения сторон. Если соотношения сторон совпадают, и содержимое умещается без полей, preserveAspectRatio работать не будет (в этом случае в нём просто нет необходимости).

Для использования SVG в качестве иконок достаточно viewBox и размеров, но если предполагается делать что-то более сложное, имеет смысл разобраться с единицами измерения и системой координат.

Единицы измерения

Внутри SVG можно использовать em, ex, px, pt, pc, cm, mm, in, проценты, а также единицы системы координат (user space units). Единицы системы координат соответствуют пикселям, поэтому для значений в пикселях единицы измерения указывать не нужно.

Системы координат

В SVG-документе есть две системы координат:

  1. Система координат области отрисовки — viewport space.
  2. Система координат содержимого — user space.

Отсчет системы координат вьюпорта начинается от левого верхнего угла вьюпорта, системы координат содержимого — от левого верхнего края вьюбокса.

По умолчанию система координат содержимого соответствует системе координат вьюпорта, а единицы измерения содержимого — единицам измерения вьюпорта, но при использовании трансформаций или viewBox масштабируется вся система координат с единицами измерения, то есть пиксели из user space больше не равны пикселям из viewport space.

Поизменяйте размеры элемента и посмотрите что происходит с системой координат содержимого (она показана бирюзовым):

See the Pen SVG with & coordinates by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Система координат содержимого начинается из точки 0,0, и если вьюпорт и вьюбокс не совпадают, точка отсчета, как и вся система координат содержимого, будет ездить и масштабироватся вместе с вьюбоксом.

Масштабирование единиц измерения хорошо видно на примере обводки: изначально её толщина равна единице, но при изменении размеров видимая толщина обводки будет изменяться вместе с фигурой:

See the Pen SVG with width, height & viewBox + stroke by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Если такое поведение нежелательно, это можно исправить с помощью свойства vector-effect со значением non-scaling-stroke, оно добавляется к содержимому SVG:

<circle r="60" cx="75" cy="75"
    stroke="black" stroke-width="1"
    vector-effect="non-scaling-stroke"/>

See the Pen SVG with width, height & viewBox + stroke by yoksel (@yoksel) on CodePen.

vector-effect можно задавать как атрибутом, так и в CSS.

Также новая система координат создается при добавлении трансформаций:

See the Pen SVG with transform & coordinats by yoksel (@yoksel) on CodePen.

Внутри трансформируемого элемента будет своя своя система координат, отличная от систем координат вьюпорта и вьюбокса.

Тема может выглядеть сложной, но на самом деле, достаточно немного поиграться с кодом, и всё станет понятно. Для лучшего понимания систем координат, размеров и трансформаций в SVG рекомендую демо Сары Суайдан, а также её статьи:

Ссылки по теме:
Coordinate Systems, Transformations and Units
Если вы нашли ошибку или неточность, вы можете отредактировать статью с помощью prose.io, а также можно написать мне в комментариях или в Twitter.
Система комментирования от Disqus